Проблема принятия решений в бизнесе или жизни — это ежедневная задача. И часто именно от тогокак принимается решение и что при этом учитывается определяется как пойдет дальше бизнес.
Для определения эффективности идеи или проекта принимается достаточно ограниченный набор показателей, который, на мой взгляд не позволяет учесть все влияющие факторы.
Метод анализа иерархий (МАИ), разработанный Б.Н. Бруком иВ.Н. Бурковым в 1972 г. по идее, высказанной К. Бержем в 1959 г. для оценки приоритетов при выборе альтернатив формирует одно из наиболееперспективных направлений в теории принятия решений. Это направлениеосновывается, в частности, на результатах многочисленных психометрических исследований способностей человека наблюдать, осознавать и выносить суждения о различиях в предъявляемых ему объектах.
МАИ является систематической процедурой анализа проблемы принятия решений, которая состоитв итеративной декомпозиции и обработке суждений эксперта, группы экспертов, ЛПР по парным сравнениям, выраженным в специальных шкалах. В результате численно оценивается взаимодействие элементов иерархии: факторов, целей, критериев, наблюдений и т.п. МАИ включаетпроцедуры синтеза множественных суждений, получения приоритетов критериев, оценки альтернатив в шкалах отношений и выявления согласованности суждений.
Много умных слов, но сложно понять саму идею. Так вот идея проста и работает также простоно чрезвычайно эффективно. Основные этапы:
1. Вы формулируете цель. Например, выбрать мужа среди достойных кандидатов или вариант для вложения средств, а может направление для развития бизнеса.
2. Формируете перечень критериев, которые вы хотите учесть. Например, для случая с мужем это может быть — Терпение, Сила, Ум, Привлекательность, Состоятельность, Физические характеристики и много других важных для вас критериев.
3. Составляете список альтернатив. Это может быть перечень проектов для инвестирования,а также перечень направлений развития бизнеса — как снижение расходов, усиление маркетинговой политики и многое другое.
4. Присваиваете веса своим критериям. Чем важнее для вас критерий, тем больше вес.
5. Оцениваете альтернативы с точки зрения критериев. Это могут быть абсолютные значения, например, величина инвестиций для случая с проектами, так и относительные, например, оценка кандидатов по уровню терпимости по шкале от 1 до 10.
6. Получаете результат — рейтинг ваших альтернатив, то есть расположенный от наиболеепривлекательной до наименее.
7. Остается действовать, если конечно результат вам понравился