Детская агрессивность Причин детской агрессивности много, но корень формирования детской агрессивности всегда кроется в семье, в ее традициях и отношениях. Детская агрессивность пугает родителей. Агрессивность ребенка нередко кажется им ненормальной, противоестественной. Родители пытаются бороться с детской агрессивностью. Но, как правило, борьба приводит лишь к тому, что агрессивность «загоняется внутрь» и становится похожа на все более сжимающуюся пружину, которая рано или поздно выливается во вспышку неконтролируемой ярости или истерику. Давайте рассмотрим семейные причины детской агрессивности. Самая первая причина детской агрессивности – избыток адреналина в крови матери во время беременности. Чем это обусловлено? В первую очередь ее неспокойным состоянием, страхом, повышенной тревожностью. Причин для этого достаточно много: это нестабильность отношений с мужем, другими родственниками; это материальные причины, социальные, отношения на работе и многое другое, что может тревожить женщину или вызывать у нее страх. Большую роль играет и агрессивный характер будущей матери. Вторая причина – любовь беременной женщины к мясным продуктам, шоколаду, кофе, употребление алкоголя или курение. Все эти факторы влияют на формирование нервной системы плода и могут быть причиной врожденной патологии. Здесь, наверное, будет уместно сказать и о генетических причинах, которые могут определять взрывной, холерический характер ребенка, унаследованный от прадеда или прапрабабки. Но Вы, я думаю, согласитесь с тем, что характер ребенка, не смотря на наследственность, формируется и корректируется, все-таки, в семье. Наследственность может быть какая угодно, но разовьется она или нет, зависит от тех условий, в которых растет и развивается ребенок. Если ребенок с «отягощенной» наследственностью воспитывается в спокойной, дружелюбной атмосфере, окружен любовью и вниманием родителей, то никакой детской агрессивности у него не будет. А вот если родители и другие члены семьи постоянно ссорятся, спорят, ругаются и ( не дай Бог!) дерутся, то формируется та самая детская агрессивность как привычная форма поведения. В этом случае ребенок просто даже не знает, как можно вести себя иначе – он не научен дружелюбному общению. Ему весь мир представляется опасным и враждебным. Мне приходилось сталкиваться с неадекватной реакцией детей на желание воспитателя или учителя погладить ребенка по голове. Некоторые дети либо уворачиваются, либо вздрагивают при виде поднимающейся руки!!! Правильно! А откуда ребенок знает, для чего она поднимается, эта рука? Когда дети в семье лишены любви, ласки, заботы, внимания, они сами не научены ни любить, ни заботиться о близких, ни проявлять к ним внимание. Такие дети, как правило, агрессивны. Они интуитивно поняли, что «лучший способ защиты – это нападение!» Они никому не доверяют и не понимают доброго отношения к ним. Они боятся подвоха, предательства, обмана… В дошкольном возрасте детская агрессия может проявляться в тот момент, когда мир в сознании ребенка делится на «своих» и «чужих», когда ребенок начинает понимать, что и вещи тоже делятся на «мое» и «чужое». В этот период дети иногда с яростью начинают отбирать свои игрушки у детей, прятать их. Они четко определяют «свое» место за столом, на диване. Ребенок может бесцеремонно прогнать со «своего» места гостя, отнять у него «свою» тарелку или кружку и т.п. В зависимости от врожденного темперамента детская агрессивность может быть направлена либо во внешний мир, либо на себя. Аутоагрессия более свойственна меланхоликам. Они склонны к «самокопаниям», «уходу в себя» и даже к суициду. Сангвиники и флегматики менее подвержены проявлениям детской агрессивности, а вот холерики, в силу их крайней неуравновешенности, вспыльчивости, раздражительности более склонны изливать агрессию на окружаюших, «рвать и метать» вещи, кричать, топать ногами, кусаться и т.п. В состоянии аффекта холерики способны причинить вред как окружающим, так и себе. У некоторых детей чрезмерно развивается та или иная черта характера, и это явление называют акцентуацией характера. Наиболее склонными к детской агрессивности считаются такие акцентуации как лабильность, циклоидность и эпилептоидность нервной системы. Акцентуация - это не патология, но жить часто мешает. - "лабильность" - это невероятная скорость протекания нервных процессов, склонность к частой смене эмоций и импульсивности действий. Такой ребенок может проявлять агрессивность от страха, поддавшись влиянию другого человека, либо из желания не выделяться из своей группы, быть как все. - "циклоидность" означает склонность к резкой смене настроения в зависимости от внешней ситуации. Поведение такого ребенка непредсказуемо и часто противоречиво. При этом ребенок никак не может достичь эмоционального равновесия, что раздражает его и предрасполагает к проявлениям агрессии. - "Эпилептоидность" подразумевает недостаточную управляемость, педантичность и конфликтность, склонность "застревать" в ситуации. Эпилептоидность изначально предполагает крайнюю степень раздражительности и неспособность хоть сколько-нибудь сдерживать свои эмоции. В этом случае можно говорить уже не об агрессивных проявлениях, а о настоящей детской агрессии. Дети с эпилептоидной акцентуацией характера с самого раннего детства не переносят критики в свой адрес, нетерпимы к мнению окружающих. Они совершенно уверены, что правы могут быть только они. И потому любое мнение, отличное от собственного, встречают в штыки. Они невероятно вспыльчивы, под влиянием гнева ругаются, громко кричат, визжат, плюются, кусаются и дерутся. При этом они совершенно не контролируют свои действия. В детском саду и школе их характеризуют как детей импульсивных и конфликтных. Они трудно управляемы, поскольку не слушаются старших. Формированию детской агрессивности способствуют и некоторые установки семьи и общества в целом. Например, установка на то, что мужчина – это воин. Воин должен быть храбрым и сильным, должен уметь постоять за себя. Для воина не свойственны сантименты и жалость. Такие установки способствуют формированию детской агрессивности у мальчиков. Такие ребята, особенно в подростковом возрасте склонны к формированию неформальных группировок, банд. Они в любом незнакомце могут видеть «чужого». Они могут воображать себя «робингудами», народными мстителями и т.п. Дети, как губка, пропитываются всем, что можно назвать "семейными установками". Именно поэтому очень тревожит факт агрессивного поведения детей, вызванного расовыми предрассудками или расовой неприязнью, культивируемыми в некоторых семьях. Детская агрессивность может быть явлением временным, а может перерасти в неприятную черту характера. Чтобы этого не произошло, родители должны понимать свою роль в формировании характера ребенка. Своим осуждением, критикой в адрес ребенка и другими ошибками воспитания, они могут усугубить детскую агрессию, то есть причинить непоправимый вред своему ребенку.
Признаки агрессивности: Ребёнок: - Часто теряет контроль над собой - Часто спорит, ругается со взрослыми. - Часто отказывается выполнять правила. - Часто специально раздражает людей. - Часто винит других в своих ошибках. - Часто сердится и отказывается сделать что-либо. - Часто завистлив, мстителен. - Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих, которые нередко раздражают его. - Проявляет свою агрессию в играх... Проверьте агрессивность своего ребенка (положительный ответ - 1 балл)
1. Временами кажется, что в него вселился злой дух. 2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен. 3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же. 4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться. 5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит. 6. Иногда он так настаивает на чём-то, что окружающие теряют терпение. 7. Он не прочь подразнить животных. 8. Переспорить его трудно. 9. Очень сердиться, когда ему кажется, что над ним подшучивают. 10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих. 11. В ответ на обычные распоряжения, стремиться сделать всё наоборот. 12. Часто не по возрасту ворчлив. 13. Воспринимает себя, как самостоятельного и решительного. 14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других. 15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение. 16. Легко ссорится, вступает в драку. 17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми. 18. У него нередки приступы мрачной раздражительности. 19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится. 20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.
Высокая агрессивность – 15 - 20 баллов. Средняя - 7 – 14 баллов. Низкая - 1 -6 баллов. Предположить, что ребёнок агрессивен, можно лишь в том случае, если в течение не менее чем шести месяцев в его поведении проявлялись хотя бы четыре из восьми перечисленных признаков. Такому ребёнку нужна помощь специалиста: психолога или врача.
У родителей иногда не хватает педагогической грамотности, иногда терпения, а иногда и желания «идти на поводу у капризного и непослушного» малыша. И никто из них не догадывается, как можно превратить такой неприятный процесс воспитания в сказочное удовольствие! источник |